По своей силе Иные подразделяются на семь категорий, или уровней: от седьмой (низшей) до первой (самой высокой). Подавляющее большинство магов принадлежит к категориям с четвёртой по седьмую. Магов третьей категории значительно меньше, а магов первых двух категорий единицы на такой большой город, как Москва.

Есть также маги более сильные, чем даже маги первой категории. Они называются высшими, или магами вне категорий. Сила всех высших магов примерно одинакова. В Москве есть пять высших светлых магов — Гесер, Ольга, Светлана, Надя (инициированная в «Последнем Дозоре» дочь Антона и Светланы — т. н. нулевой маг) и Антон Городецкий, и трое высших тёмных — Завулон, Николай и Юрий (также Костя становится высшим вампиром, но умирает в Сумеречном дозоре).

«Магическая температура»
В Сумеречном дозоре раскрывается природа силы Иных. Магическую силу производят люди и вообще все живые существа. Маги в большинстве случаев производят меньше силы, чем люди: их магическая температура ниже. Благодаря этому маги могут использовать силу, производимую людьми. Таким образом, почти все Иные являются паразитами, хотя большинство из них об этом не знает. Чем ниже магическая температура, тем сильнее Иной и тем выше его уровень. Самыми могущественными являются маги с нулевой температурой — абсолютные, или нулевые, маги. За всю историю вражды Света и Тьмы известны всего трое подобных иных: Надежда Городецкая, Мерлин и по некоторым предположениям, Иисус Христос. Двое из них были Светлыми. Лишь Мерлин стал Темным после истории с детьми («Последний Дозор»). Также, после использования на него Фуарана (см. ниже), нулевым Иным стал вампир Костя Саушкин.

Сумрак
Измерение, существующее вместе с нашим. Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Сумрак состоит из шести слоев. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Ниже четвёртого могут погружаться только Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Из-за человеческих эмоций растет синий мох на первом слое, мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв выжигает не только мир людей, но и все слои Сумрака.

Седьмой уровень Сумрака — это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Преодолеть барьер между шестым и седьмым могут только нулевые Иные.

Умершие маги попадают на шестой уровень Сумрака. Они не могут вернуться в наш мир, хотя самые сильные из них могут подняться на один или больше слоёв.

Инициация и стороны Силы
Существует две стороны Силы — светлая и тёмная. Маг является светлым или тёмным не с рождения: он выбирает сторону Силы в момент инициации его другим действующим магом. Сторона, которую он выбирает, чаще всего зависит от настроения, в котором он находится при инициации. Поэтому наставники стараются подготовить душевного состояние инициируемого, зачастую без его ведома. До инициации будущий маг обладает лишь зачатками способности к магии. После инициации маг обычно проходит обучение и его определяется категория.

Для светлых Иных важны такие ценности, как долг, верность, служение людям, любовь. Они питаются светлой энергией, которую выделяют люди, испытывающие «светлые» переживания — любовь, нежность, симпатию. При этом Светлые могут забрать все «светлые» чувства, что может пагубно повлиять на психику людей. Поэтому «тотальный» забор «светлых» эмоций используется только в самых крайних случаях. Светлый Иной, без особой причины совершивший поступок, несоответствующий этике Светлых, развоплощается, если не сумеет убедить себя, что его поступок был этически оправдан.

Тем не менее, Светлые не являются святыми. Светлый Иной вполне может отобрать джип у богача (вернее, используя магию, заставить богача его отдать) или высказать желание спалить чайхану за попытку отравления мышьяком, несмотря на то, что мышьяк не убил бы мага, а лишь уложил в больницу на несколько дней; что владелец чайханы и его семья останется без средств к существованию; и что владельца чайханы заставили положить мышьяк в плов под угрозой смерти. Двое светлых Иных, будучи солдатами враждебных армий во время войны, могут используя магию драться друг с другом.

Для Тёмных Иных важны такие ценности, как свобода, независимость, сила. Так, глава московского Дневного Дозора, Завулон, гордится тем, что не способен любить. Питаются Тёмные Иные тёмной энергией, которую выделяют люди, испытывающие «тёмные» переживания — страх, злобу, садистское удовольствие и т.д., что зачастую ведёт к улучшению самочувствия людей.

Изначальные Силы
Когда был создан Договор, он был скреплён Изначальным Светом и Изначальной Тьмой. Теперь сами Изначальные Силы следят за равновесием Света и Тьмы. Если один из них становится намного сильнее другого, Сумрак превращает неопределившегося слабого Иного в Зеркало — очень сильного Иного — и использует его чтобы уравновесить Свет и Тьму. Последним Зеркалом был Виталий Рогоза, который был превращен в него из-за инициации Светланы Назаровой. Он заставил её использовать большую часть её Силы, тем самым поддерживая Договор. Зеркало после уравновешивания развоплощается.

Клятвы, а также формальные вызовы на магический поединок, могут быть поддержаны Изначальными Силами. Такие клятвы и вызовы Иные просто не могут не выполнить. Изначальные Силы подтверждают клятву или вызов небольшим вращающимся шариком: светящимся, темным, или светло-тёмным (для Инквизиторов).

Вампиры и оборотни
Вампиры и оборотни — это так называемые низшие Тёмные, способные превращать обыкновенных людей в себе подобных.

Вампирам необходима человеческая кровь. В прошлом они убивали человека, выпивая всю его кровь. В конце XX века они научились обходиться донорской кровью, хотя предпочитают высасывать кровь живого человека. Каждый вампир, согласно договору, может получить у светлых магов определённое количество лицензий на убийство, хотя некоторые и обходятся только донорской кровью. Считается, что система лицензий — наименьшее зло: без неё вампиры убивали бы людей в огромных количествах.

Вампиры выбирают жертв по жребию, это называется вампирской лотереей. От вампирской лотереи освобождены только Иные, их семьи, а также дети до 12 лет. Жертву вампир полностью подчиняет своей воле: она сама приходит на Зов вампира и не испытывает ни боли, ни страха, когда её кровь выпивают.

Вампир может сделать вампиром любого человека, укусив его. Условие превращения таково, что превращения в вампира должны желать оба — и кусаемый человек, и кусающий вампир. Но каждый вампир постоянно испытывает мучительный голод.

Оборотень примерно раз в 2-3 недели сходит с ума и превращается в зверя (перекидывается). Безумие длится несколько дней. Вопреки поверью, превращения не связаны с фазами Луны: их сроки непредсказуемы. Оборотень, подобно вампиру, может укусом превратить человека в оборотня. Периодические сумасшествия настолько мучительны, что оборотень может покончить жизнь самоубийством.

Оборотни могут по своему желанию принимать облик всего лишь одного зверя, в отличие от магов-перевертышей, способных принимать облики нескольких животных (в Дозорах это Тигрёнок и Медведь).

Вампиры и оборотни часто презираются другими магами и, как правило, имеют низкий уровень, хотя некоторые вампиры являются высшими. Кроме того, вампир может повысить магическую силу, убив большое число людей. В «Последнем Дозоре» упоминается вампир, ставший высшим путём убийства 52 человек.

Регистрация
Все вампиры и оборотни (кроме высших и сотрудников Инквизиции), а так же низшие Тёмные Иные обязаны пройти регистрацию в Ночном Дозоре. Регистрация — это заклинание-метка. Носится на груди. При необходимости эту метку можно привести в действие, и тогда Иной, носящий её, погибает. Таким образом Антон Городецкий убил вампира, напавшего на Егора («Ночной Дозор»)

Превращение человека в Иного
Человека можно превратить в вампира или оборотня, но существование в виде вампира или оборотня вряд ли кому-либо понравится. За исключением этого, единственным известным способом превращения человека в Иного является заклинание Фуаран. Применение этого заклинания рассекретило бы Иных и привело к войнам между Иными и людьми с катастрофическими для обеих сторон результатами.[1] Кроме того, возможность превращать тысячи и миллионы людей в Светлых или Тёмных Иных нарушила бы равновесие между Дозорами и с большой вероятностью привела к страшным кровопролитным войнам между Иными.[2] По этой причине Фуаран засекретили до такой степени, что очень немногие Иные вообще знают о существовании этого заклинания. В «Сумеречном Дозоре» книгу, содержащую заклинание Фуаран (по-видимому, единственную копию), уничтожают.

Бессмертие
Маги формально бессмертны. Однако многие маги гибнут в войнах между светлыми и тёмными магами, погибают в магических поединках, развоплощаются из-за убийства людей (речь идёт о светлых магах) и т.д. Мага может казнить и Инквизиция. Тем не менее, некоторые маги живут очень долго: так, возраст Гесера и Завулона составляет более 2000 лет.

В романе Владимира Васильева «Лик Черной Пальмиры» присутствует оборотень-смилодон (саблезубый тигр), который помнит саблезубых тигров, вымерших пятнадцать тысяч лет назад.

Маг не может сделать человека бессмертным, хотя, по-видимому, может продлить ему жизнь и частично сохранять молодость.

Дозоры и Инквизиция
Чтобы не уничтожить друг друга, светлые и тёмные маги подписали Великий Договор о перемирии. Ночной Дозор, состоящий из светлых магов, следит за тёмными, а Дневной Дозор состоит из тёмных магов и следит за светлыми. Дозоры часто интригуют друг против друга и каждая сторона старается усилить себя и ослабить противника.

Не все маги входят в дозоры. Часть предпочитает вести свою жизнь, не участвуя в войне между светлыми и тёмными.

Инквизиция, состоящая как из тёмных, так и из светлых магов, следит за соблюдением договора и карает магов, его нарушивших. Авторитет Инквизиции непререкаем. Хотя Инквизиция, вероятно, слабее как Ночного, так и Дневного дозора, но при попытке Ночного Дозора взбунтоваться против Инквизиции, на сторону Инквизиции встанет Дневной Дозор и наоборот.

Большинство магов не понимают, что необходимы оба дозора. Без Дневного Дозора Светлые (или некоторые из них) попытались бы «осчастливить» людей с катастрофическими результатами. Без Ночного Дозора Тёмные захотели бы поработить людей. Можно сказать, что оба дозора — в действительности инструменты Инквизиции.

В критических ситуациях, когда опасность угрожает всему магическому сообществу или всему миру, светлые и тёмные маги действуют совместно, иногда обмениваясь информацией и оказывая друг другу оперативную помощь, а иногда даже формируя единую группу из светлых и тёмных магов (как произошло в «Сумеречном Дозоре»).

По количеству сотрудников Инквизиция значительно уступает Дозорам, но входят в неё только очень сильные маги — как правило, не ниже второго-третьего уровня. Кроме того, в Инквизиции практически нет низших Темных — вампиров, оборотней, суккубов и т.д. Из Вампиров в Инквизиции служил только Витезслав (убит Костей Саушкиным в «Сумеречном Дозоре»), из оборотней — обращающийся в смилодона Хена, один из самых старых Иных на Земле, возраст которого не менее 10 000 лет.